В связи с заменой сертификата безопасности официального сайта Федерального казначейства в интернете при установлении защищенного соединения, необходимо установить корневой сертификат удостоверяющего центра, который размещен на официальном сайте Портала государственных услуг Российской Федерации.
Федеральное казначейство
официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru
Успешное развитие экономики любого государства во многом зависит от достоверности и оперативности получения информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими. Основным поставщиком этой информации для Правительства России выступает Федеральное казначейство.
Указом Президента Российской Федерации от 08.12.1992 года № 1556 и постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.1993 года № 864 был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. В середине 1999 года постановлением Правительства Российской Федерации была принята Федеральная целевая программа развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы. Основной ее целью является развитие казначейской системы как важнейшего инструмента повышения эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами.
В течение 2000-2002 годов было завершено создание вертикальной структуры органов федерального казначейства, включающей 89 управлений по субъектам Российской Федерации и 2 254 отделения федерального казначейства.
Деятельность органов федерального казначейства Санкт-Петербурга в составе Министерства финансов Российской Федерации началась в мае 1993 года. В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.03.1993 года № 144 л/с было создано Управление федерального казначейства по Санкт-Петербургу, руководителем которого по июнь 2013 г. являлся Каретин Вячеслав Николаевич - заслуженный экономист Российской Федерации. Деятельность районных отделений федерального казначейства в Санкт-Петербурге практически началась с 1994 года. Органы федерального казначейства Санкт-Петербурга были представлены Управлением и 12-ю Отделениями по районам (городам) Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу, в том числе одно Отделение обслуживало бюджетные организации, находящиеся в ведении силовых министерств.
С 1994 года органы федерального казначейства Санкт-Петербурга ведут учет и распределение федеральных доходов. Для учета поступающих федеральных налогов Управлением и Отделениями были открыты в кредитных организациях счета: 40102 "Доходы федерального бюджета" и 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства".
В этом же году (1994) Федеральное казначейство приступило к выполнению возложенных функций по финансированию расходов федерального бюджета. С этой целью в учреждениях Центрального Банка России и коммерческих банках были открыты счета 40105 "Средства федерального бюджета РФ" Управлению и Отделениям.
Необходимо отметить, что на начальном этапе создания органов Федерального казначейства имело место непонимание необходимости перевода бюджетных финансовых потоков под казначейский контроль со стороны участников бюджетного процесса, а также сопротивление со стороны коммерческих банков, из оборота которых изымались миллиардные государственные денежные ресурсы.
В 1997 году Федеральное казначейство приступило к финансированию расходов распорядителей и получателей средств и осуществлению кассовых расходов с лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства. В 1998 году во всех Отделениях были укомплектованы и технически оснащены операционные залы для осуществления расчетно-кассового обслуживания бюджетополучателей. В течение 1997 - 2000 годов количество бюджетополучателей, переведенных на финансирование из федерального бюджета через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, увеличилось на 53%.
В 1999 году был введен жесткий контроль над обязательствами бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, по оплате коммунальных услуг, основная цель которого - стабилизация задолженности бюджета, а затем сокращение этой задолженности.
В этот же период был внедрен порядок учета на лицевых счетах бюджетополучателей объемов дополнительного финансирования за счет сдачи в аренду федерального недвижимого имущества.
В 2001 году, в соответствии с поставленными задачами, имело место значительное расширение функций, выполняемых органами Федерального казначейства Санкт-Петербурга:
· учет и распределение доходов, поступивших в уплату единого социального налога (взноса);
· учет внебюджетных средств бюджетных учреждений на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства (при закрытии ими счетов в коммерческих банках);
· перевод подразделений Министерства обороны РФ на казначейскую систему исполнения федерального бюджета;
· исполнение отдельных видов расходов бюджета Санкт-Петербурга в виде финансовой помощи;
· взыскание на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета.
Опыт ведущих стран мира показывает, что обязательным условием эффективного управления бюджетными средствами является создание единого счета в центральном банке. Наш регион одним из первых в России в 1998 году приступил к внедрению элементов единого казначейского счета в рамках схемы финансирования расходов федерального бюджета.
Внедрение электронного документооборота между участниками бюджетного процесса позволило в конце 2002 года осуществить поэтапный переход всей системы Федерального казначейства нашего города на схему исполнения федерального бюджета, как по доходам, так и по расходам в соответствии с концепцией единого казначейского счета (ЕКС), принятой в Российской Федерации.
Сложность данного перехода состояла в коротких сроках его реализации и большом объеме платежных документов, обрабатываемых сотрудниками органов Федерального казначейства Санкт-Петербурга. Так, среднее количество расчетных документов, поступающих от плательщиков налогов, сборов и иных платежей, обрабатываемых в течение операционного дня, составляет 35 тысяч. Количество платежных документов, учитываемых на едином казначейском счете по расходам, в среднем составляет 2,7 тысяч за операционный день.
Новым этапом в развитии системы органов федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 года № 314, в результате чего Федеральное казначейство с 1 января 2005 года было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением данному министерству. В соответствии с этими преобразованиями правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству, а также по составлению отчетов об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации «О Федеральном казначействе» от 01.12.2004 года № 703 было утверждено Положение о Федеральном казначействе.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации» от 04.03.2005 года № 33н утверждено Положение об Управлении Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу.
Приказом Федерального казначейства от 29.03.2005г. № 55 утверждено Типовое положение об Отделении Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации. В Управлении создано 18 отделов, из которых 14 подчинены заместителям руководителя Управления по функциональным направлениям работы органов Федерального казначейства. В Отделениях функциональные и обеспечивающие отделы подчинены руководителю Отделения.
Штатная численность основного персонала в органах Федерального казначейства Санкт-Петербурга составляет более 900 человек.
На современном этапе перед органами Федерального казначейства Санкт-Петербурга стоят следующие основные задачи:
· кассовое обслуживание исполнения и кассовое исполнение федерального бюджета на территории Санкт-Петербурга в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
· осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса;
· распределение (по законодательно установленным нормативам) доходов, поступивших в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;
· осуществление кассового обслуживания исполнения бюджета Санкт-Петербурга и 111 местных бюджетов;
· осуществление кассового исполнения бюджета Союзного государства;
· обеспечение функционирования единых казначейских счетов;
· организация и осуществление на основе внедрения системы автоматизированного учета обмена информацией с администраторами поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
· своевременное и качественное составление отчетности о кассовом исполнении федерального бюджета и о кассовом обслуживании исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
· осуществление ведомственного контроля за деятельностью органов Федерального казначейства Санкт-Петербурга;
· развитие и совершенствование прикладных информационных систем и информационно-технической инфраструктуры органов Федерального казначейства Санкт-Петербурга.
Бюджетным законодательством на 2006 год впервые предусмотрено (статья 9 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26.12.2005г. № 189-ФЗ) зачисление в полном объеме федеральных, региональных и местных налогов и сборов, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на счета территориальных органов Федерального казначейства для распределения этими органами доходов от их уплаты (в соответствии с утвержденными нормативами) между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации. С единого счета Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу № 40101 соответствующие доли поступлений перечисляются в доход федерального бюджета, бюджета Санкт-Петербурга, бюджеты 111 муниципальных образований Санкт-Петербурга, в государственные внебюджетные фонды.
Источники доходов бюджетов Российской Федерации закреплены за администраторами поступлений в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления. В настоящее время Управление Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу осуществляет работу почти с 300-ми администраторами поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на территории Санкт-Петербурга, крупнейшими из которых являются налоговые органы Санкт-Петербурга, администрирующие около 95% от общей суммы поступления доходов в федеральный бюджет.
Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется через систему лицевых счетов распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открытых к единому счету по расходам. В органах Федерального казначейства Санкт-Петербурга обслуживаются около 900 получателей средств федерального бюджета, находящихся в ведении почти 80 федеральных министерств, служб, агентств, которым открыто около 1100 лицевых счета по учету бюджетных средств, в т.ч. почти 70 лицевых счетов распорядителей средств федерального бюджета.
На этих лицевых счетах отражаются лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования, принятые бюджетные обязательства по определенным кодам бюджетной классификации Российской Федерации и кассовые расходы. В настоящее время лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования доводятся до всех распорядителей и получателей средств федерального бюджета расходными расписаниями через органы Федерального казначейства.
Любая расходная операция состоит в списании средств с единого счета по расходам № 40105, открытом в учреждении Банка России, с одновременным ее отражением по соответствующему коду бюджетной классификации на соответствующем лицевом счете получателя средств, открытом в Отделении. Платежное поручение на перечисление средств поставщикам продукции (услуг) представляется в Отделение получателем средств, который одновременно представляет документы, подтверждающие фактически произведенные расходы.
Кроме того, в связи с тем, что распорядители средств, расположенные на территории Санкт-Петербурга, имеют в своем ведении бюджетные учреждения, расположенные в других субъектах РФ, из УФК по г. Санкт-Петербургу расходные расписания направляются в другие субъекты Российской Федерации.
В соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год, из федерального бюджета направляются средства в бюджет Санкт-Петербурга в виде финансовой помощи (в т.ч. на решение вопросов социального характера, поддержку дорожного хозяйства и метростроение).
На основе данных по учету расходных операций на лицевых счетах составляется отчет об исполнении федерального бюджета по расходам на любую отчетную дату в разрезе бюджетной классификации.
Для учета операций с внебюджетными средствами в органах федерального казначейства Санкт-Петербурга открыто около 800 лицевых счета на балансовом счете № 40503. В общей сумме расходов бюджетных учреждений Санкт-Петербурга на внебюджетные средства традиционно приходится более 22%.
В настоящее время органы Федерального казначейства Санкт-Петербурга осуществляют кассовое обслуживание исполнения по схеме ЕКС:
· федерального бюджета;
· бюджета Санкт-Петербурга;
· бюджетов 111-ти муниципальных образований Санкт-Петербурга;
· бюджета Союзного государства.
Итоги 2013 г.
Общее количество обслуживаемых Управлением клиентов в 2013 году составило 958, почти три четверти - это федеральные структуры и учреждения.
По состоянию на 1 января 2014 года Управление осуществляло информационное взаимодействие с 362 администраторами доходов бюджетов.
В 2013 году Управлением обеспечено кассовое обслуживание 1996 лицевых счетов федеральных бюджетных и автономных учреждений (их обособленных подразделений).
В рамках выполнения одной из основных стратегических целей Федерального казначейства на 2013 год по осуществлению обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации:
- со 2 сентября 2013 года переведено на кассовое обслуживание в Управление государственное учреждение «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга»;
- 31 октября 2013 года заключено Соглашение об осуществлении с 01 января 2014 года Управлением отдельных функций по исполнению бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации;
- 26 ноября 2013 года заключено Соглашение об осуществлении с 01 января 2014 года Управлением отдельных функций по исполнению бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
В рамках выполнения одной из приоритетных задач Федерального казначейства по обеспечению постоянной ликвидностью счета федерального бюджета Управление в 2013 году участвовало в эксперименте по реализации нового механизма доведения межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета в бюджет Санкт-Петербурга.
Управлению был открыт лицевой счет по переданным полномочиям получателя бюджетных средств на имя Федерального агентства водных ресурсов. Были получены лимиты бюджетных обязательств в сумме 10,8 млн. рублей, осуществлён кассовый расход на сумму 10,8 мн. рублей.
В целях повышения качества кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и оптимизации информационного взаимодействия между Управлением и Комитетом финансов (местными администрациями):
- в 2013 году проведены мероприятия, направленные на ежедневное предоставление Управлением информации о кассовых операциях со средствами всем клиентам до 10 часов 30 минут;
- в течение 2013 года подписаны 77 Соглашений с местными администрациями о передаче Управлению отдельных функций по исполнению местных бюджетов.
С 01 января 2013 года администраторы доходов, а также государственные и муниципальные учреждения после начисления суммы, подлежащей оплате заявителем за предоставляемые государственные услуги, а также государственные пошлины, штрафные санкции и иные платежи обязаны незамедлительно направлять информацию, необходимую для ее уплаты в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Реализацией данной задачи на территории Санкт-Петербурга занялся отдел доходов.
Первым шагом отдел доходов проинформировал всех потенциальных участников ГИС ГМП о необходимости регистрации в данной системе в качестве участника (проинформировано свыше 3,5 тыс. учреждений). Были применены меры по принуждению регистрации в ГИС ГМП в части тех учреждений, которые должны быть зарегистрированы в обязательном порядке. Отделом доходов было проведено свыше 30 выездных совещаний по освещению вопросов, связанных с ГИС ГМП.
В итоге за 2013 год зарегистрировано свыше 2,2 тыс. учреждений, от остальных получен отказ от регистрации в ГИС ГМП.
Следующим этапом стало определение технической готовности зарегистрированных участников ГИС ГМП. Дважды проводилось анкетирование. По итогам анкетирования выявлен перечень проблемных вопросов, предложения по их решению направлялись в Федеральное казначейство на рассмотрение. Предложения по внесению изменений в нормативные акты, предоставленные отделом доходов отмечены Федеральным казначейством и найдут свое отражение в соответствующих документах.
По итогам 2013 года Управление Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу прочно обосновалось на лидирующих позициях в части регистрации участников в ГИС ГМП.
Помимо ГИС ГМП отдел доходов в обычном режиме осуществлял в 2013 году работу с администраторами доходов бюджета, которых на территории Санкт-Петербурга более 360.
В 2013 году в Управлении было развернуто программное обеспечение Удостоверяющего центра Федерального казначейства, позволяющее обеспечить выдачу усиленных квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей. Выдано 15316 сертификатов электронных подписей.
С 01.01.2014 Отдел № 7 реорганизован в форме присоединения к Отделу № 4 Управления.
С 01.01.2014 в состав Управления как юридического лица входят 15 функциональных отделов и 14 обособленных структурных подразделений.
Итоги 2014 г.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.03.2014 № 369 л/с на должность руководителя Управления назначен Иван Александрович Мороз.
В Управлении с 1 апреля 2014 г. образован Отдел кассового обслуживания исполнения бюджетов, с 1 июня 2014 г. образован Отдел технологического обеспечения.
На 01.01.2015 в состав Управления, как юридического лица, входят 17 функциональных отделов и 14 обособленных структурных подразделений.
Общее количество обслуживаемых Управлением клиентов в 2014 году составило 923, почти три четверти - это федеральные структуры и учреждения.
В 2014 году Управлением обеспечено кассовое обслуживание 2241 лицевых счетов федеральных бюджетных и автономных учреждений (их обособленных подразделений).
В рамках выполнения одной из приоритетных задач Федерального казначейства по обеспечению ликвидности счета федерального бюджета Управление в 2014 году продолжило реализацию нового механизма доведения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Санкт-Петербурга.
С 01 января 2014 года Управлением осуществляется кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. С 01 апреля 2014 года осуществляется направление инкассовых поручений государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в расчетную сеть Банка России для взыскания денежных средств со счетов плательщиков страховых взносов в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
Реализована схема исполнения платежного документа получателя средств бюджета Санкт-Петербурга в течение 1-го операционного дня по «новому механизму» предоставления из федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга целевых межбюджетных трансфертов.
Все 111 бюджетов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга перешли на 2 вариант кассового обслуживания с открытием лицевых счетов в соответствии с Соглашением об осуществлении Управлением Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу отдельных функций по исполнению местного бюджета при кассовом обслуживании исполнения бюджета Управлением Федерального казначейства по г. Санкт- Петербургу.
Проведена подготовительная работа по обеспечению наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в Комитете финансов Санкт-Петербурга, с 01 января 2015 года.
За 2014 год поступления от уплаты налогов и сборов на территории Санкт-Петербурга составили 1 376 501,8 млн. руб. (что на 12,8% больше, чем за 2013 год), в том числе: от плательщиков – 1 325 812,4 млн. руб.
Перечислено в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на территории Санкт-Петербурга, без учета перечислений с единых счетов бюджетов, - 1 160 894,2 млн. руб. (87,6% от суммы поступлений от плательщиков), что на 16,1% больше, чем за 2013 год, в том числе в:
- федеральный бюджет – 361 595,7 млн. руб., (27,3% от суммы поступлений от плательщиков);
- бюджет Санкт-Петербурга – 416 751,7 млн. руб. (31,4%);
- бюджеты муниципальных образований Санкт-Петербурга – 9 562,0 млн. руб. (0,7%);
- государственные внебюджетные фонды – 373 027,8 млн. руб. (28,2%);
- на счет № 40101 МОУ ФК для вторичного распределения акцизов – 43,0 млн. руб. (0,0%).
Возвращено плательщикам на основании Заявок на возврат, представленных администраторами доходов бюджетов, 164 918,2 млн. руб. (12,4% от суммы поступлений от плательщиков), что на 1,1% больше, чем за 2013 год (163 201,4 млн. руб.).
По состоянию на 01.01.2015 информационное взаимодействие осуществлялось с 368 администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на территории Санкт-Петербурга (в том числе с 189 – в федеральный бюджет, 65 – в бюджет Санкт-Петербурга, 111 – в бюджеты муниципальных образований Санкт-Петербурга, 3 – в бюджеты государственных внебюджетных фондов).
В рамках данного взаимодействия проведено за 2014 год 1 603 535 внебанковских операций, что на 14% больше, чем за 2013 год.
В 2014 году было проведено свыше ста рабочих встреч с администраторами доходов по вопросу учету доходов и оформлению начислений в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.
С целью повышения качества обслуживания клиентов Управления в 2014 году была внедрена процедура автоматического уведомления владельцев ключей проверки электронных подписей об истечении срока действия сертификатов ключей проверки электронных подписей путем рассылки информативных сообщений по электронной почте. За 2014 год Региональным центром регистрации Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу Удостоверяющего центра Федерального казначейства было выдано 16 376 сертификатов ключей проверки электронных подписей, отозвано 2 049.
В 2014 году Управлением проведено 249 закупочных мероприятий, из них путем проведения электронного аукциона - 94, запроса котировок - 29, закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – 126.
Общее количество заключенных контрактов - 231, из них в результате проведения электронных аукционов - 79, запроса котировок - 26, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - 126.